О Вадиме Мулермане

Вади́м Ио́сифович Мулерма́н (18 августа 1938, Харьков — 2 мая 2018, Нью-Йорк) — советский, украинский эстрадный певец (баритон). Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РСФСР (1991), заслуженный артист Украины. В 1960-х годах — популярный эстрадный певец в СССР.

Вадим Мулерман родился 18 августа 1938 года в Харькове в еврейской семье. Обучался на вокальном отделении Харьковской консерватории (П. Голубев, В. Монахов), впоследствии — в Ленинграде. Дебютировал на эстраде в 1963 году в Харькове, затем работал с оркестрами Мурада Кажлаева, Леонида Утёсова, Анатолия Кролла, Юрия Саульского, в Москонцерте и Росконцерте.

Известность к Вадиму Мулерману пришла в 1966 году: он стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады с песней «Хромой король» (А. Дулов — М. Карем). Из-за идеологической цензуры, усмотревшей в песне намёк на политическое руководство Советского Союза, пришлось исключить из песни последний куплет и изменить название на «Король-победитель».

Гастрольные поездки, активная концертная деятельность, участие в телевизионных программах, а также победы на песенных конкурсах способствовали росту популярности В. Мулермана. В 1968 году главным хитом года стала песня Владимира Шаинского и Михаила Пляцковского «Лада», которую исполнил Вадим Мулерман. Песня была настолько популярной, что многие девочки, родившиеся в этот год, получили это имя. Впоследствии «Ладой» был даже назван экспортный вариант автомобиля «Жигули».

К концу 1960-х годов Мулерман стал одним из самых узнаваемых и популярных исполнителей лирической и гражданской советской песни.

В 1971 году по решению председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию С. Г. Лапина, Мулерман был отстранён от эфира, ему также была запрещена концертная деятельность. Причиной конфликта явилось включение Мулерманом в репертуар нескольких еврейских песен на фоне политического противостояния СССР и Израиля и антисемитизма в СССР, а также некоторые неприятные моменты творческой деятельности певца, связанные с «сомнительными путями распространения билетов и организации концертов». Впоследствии, благодаря содействию министра культуры СССР Е. А. Фурцевой, концертные выступления Мулерману были вновь разрешены, однако доступ к теле- и радиоэфиру вернуть не удалось. Записи телепрограмм и фонограммы его выступлений были изъяты и, по-видимому, уничтожены.

Мулерман должен был исполнять песню к телефильму «Семнадцать мгновений весны». Режиссёр Татьяна Лиознова попросила его петь не «своим голосом», а подстроиться под Тихонова. С этой задачей артист справился блестяще. Но именно в то время разразился скандал вокруг его «еврейского» репертуара. В итоге песню в «Семнадцати мгновениях» спел давний соперник Мулермана по сцене — Иосиф Кобзон. После этого певцы ни разу не выступали в одном концерте.

В 1976 году Мулерман стал солистом и художественным руководителем ВИА «Ребята с Арбата» под управлением Н. Крупышева (саксофон), представлявшем Росконцерт.

В 1987 году артист окончил режиссёрский факультет музыкальных театров ГИТИС.

В 1991 году Мулерман по личным мотивам (из-за болезни брата) выехал в США, где организовал детский музыкальный театр.

В 1996 году выступил в телепередаче «Золотой шлягер» с песней «Лада».

20 октября 1996 года состоялся его сольный концерт на лучшей эстрадной площадке столицы — в концертном зале «Россия».

18 октября 1998 года Мулерман дал концерт в Нью-Йорке по случаю своего 60-летия.

В 2000 году Мулерман, наряду с Эдитой Пьехой, Ниной Бродской, Людмилой Сенчиной, Эдуардом Хилем, Николаем Гнатюком, Ядвигой Поплавской и Александром Тихановичем, принял участие в Международном Фестивале «Звёзды нашего века», который прошёл по многим городам США.

В 2004 году в России в серии «Золотая коллекция «Ретро» выпускается очередной компакт-диск певца с песнями за его песенный период с 1966—1979 года. С 2004 года жил в Харькове и работал в созданном им молодёжном Театре песни.

В 2005 году был назначен советником председателя Харьковской областной государственной администрации по вопросам культуры.

В 2007 году вышел MP3 диск, состоящий из 123 песен певца.

С 2008 года Мулерман почётный гражданин города Скадовск, Украина.

В 2008 году Мулерман был гостем программы Олега Нестерова «По волне моей памяти».

В 2008 году во многих городах прошли его юбилейные концерты «Хмуриться не надо, ладно?!». В этих концертах принимал участие легендарный ВИА «Верные Друзья» под руководством Владимира Овчинникова.

11 мая 2009 года в Курском драматическом театре завершился конкурс «Созвездие молодых», посвящённый памяти известного курского режиссёра, заслуженного работника культуры РФ Владислава Кутыкина. Финальный тур конкурса возглавлял Мулерман.

14 ноября 2009 года Мулерман выступил на концерте в большом зале Курской филармонии в рамках проекта «Звёзды ретро».

В 2010 году в программе Первого канала «Достояние республики» Вадим Мулерман исполнил нестареющий хит «Лада».

А. И. — Уважаемые телезрители! Я думаю, что для большей половины из вас мои дальнейшие слова практически не будут иметь никакого значения, потому что многие уже узнали нашего знаменитого харьковчанина, народного артиста России Вадима Мулермана. Но, несмотря на то, что Вы народный артист России, Харьков вас всегда считал и считает своим харьковским представителем.

В. М. — Всё равно я принадлежу Украине и Харькову в частности.

А. И. — Мы, как программа “Книга рекордов”, конечно стараемся задавать вопросы вот в направлении, что же самое-самое в Вашей любви к Харькову, что, может быть, было вот тем трамплинчиком, который вывел Вас в большое искусство?

В. М. — Я работал на гидрошахте, я учился в театральной студии в Харьковском театре Шевченко, учился в харьковской консерватории, начинал, может быть, в, самодеятельности, то есть я прошел нормальный путь, этап до профессиональной сцены.

Вадим Мулерман убедительно доказал, что творческий путь, начинающийся на харьковской самодеятельной сцене, может вывести на сверкающий талим высокого эстрадного искусства. Он выступал на концертах с Клавдией Шульженко, Леонидом Утёсовым, Аркадием Райкиным, и гром аплодисментов в его адрес был не смолкаем. Популярность была фантастически высока. Песни «Лада», «Последняя электричка», «Трус не играет в хоккей» остаются шлягерами и поныне, а ведь первым исполнителем этих песен был Вадим Мулерман. Вадим Мулерман помог выйти на большую сцену молодому Валерию Леонтьеву, с тех пор Леонтьев относится к Вадиму Иосифовичу как к родному отцу. В Белоруссии сейчас весьма популярен фестиваль «Золотой шлягер». Здесь снова и снова встречаются легендарные звёзды пятидесятых и семидесятых — итальянский певец Робертино Лоретти, композитор Давид Тухманов, певец Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, актёр Николай Караченцев и, конечно же, Вадим Мулерман. Этим людям совсем небезразлично, что ожидает завтра творчески одаренную молодежь.

В. М. — Не так давно начались гонения в отношении меня, вот. Первый, кто мне позвонил — это был Леонид Утёсов, и сказал: «Плюнь на всё. Приходи ко мне, возглавишь оркестр, государственный оркестр России». Я говорю: «Возглавить при жизни Утёсова я не могу, я могу на какое-то время»,- а он тогда был болен,- «на какое-то время просто Вас заменить». А он говорит: «Заменить меня нельзя, Вы можете просто вместо меня занять только определенную нишу на концерте». А в это время там были хорошие солисты, там был солистом в оркестре отец Филиппа Киркорова, Дедрас Киркоров, прекрасный лирический тенор, красивый мужик такой. И как раз на репетицию приводили такого мальчика, ребёнка. Да! Киркорова.

Е. К. — Маленького Филлиппа?

В. М. — Маленького Филиппа, да. Вот у него были красивые родители, поэтому и он появился красивый. Мама была очень высокая, красивая, отец — тоже красивый мужчина, и мама у него — еврейка, вот, а отец — болгарин. Ну, и последний случай был — когда мне присвоили звание заслуженного артиста, и я пригласил тех людей, которых мне хотелось видеть — это были композиторы, это были работники министерства культуры, которые, в общем-то, меня поддерживали в самые тяжёлые моменты жизни. И я решил позвонить Утёсову, зная, что он никогда никуда не ходил ни на какие торжества. И я ему звоню, говорю: «Леонид Осипович, вот у меня в ресторане «Прага» такое вот событие, хочу отметить.» Ответ Утёсова: «Вадик, скажите пожалуйста, машина будет там со мной?» Я говорю: «Да, Леонид Осипович». «Я еду». Вы себе не представляете, какой это был праздник я продумал, чтобы за столом было всё — и в то время — пачка «Marlboro» около каждого, значит, сидящего гостя лежала, но я забыл самую важную деталь — кинокамеру.

Е. К. — Обидно.

В. М. — То есть вы не представляете, что этот человек делал — он читал стихи, он пел, он был в таком настроении, а потом он стал, взял слово и сказал: «Вот здесь сидят, за столом, люди от которых зависит звание артиста. Я хочу чтобы вы присвоили звание этому артисту, звание народного артиста, тогда, когда ещё он сможет его подтвердить, а не тогда когда вы дали мне его». А потом он когда сел, он говорит: «Вадик, а сколько стоит этот стол?» Я говорю: «Леонид Осипович, какая Вам разница? Уже раз собрались, и всё.» Он сидел-сидел, смотрел-смотрел… «Это расточительство!»

А. И. — Как быть будущим участникам нашей передачи «Книга рекордов Харькова», будущим звёздам, как мы надеемся, мальчикам и девочкам сегодняшнем, которые увлекаются музыкой, увлекаются эстрадой, и хотят, чтобы их творчество знали? Как перешагнуть границу Харькова и влить их в большой мир искусства?

В. М. — Ну, мне кажется, что прежде всего, нужно создать в Харькове, центр молодежный нужно создать, можно назвать его молодёжным центром, можно назвать его театром музыки и песни, в котором будут собраны все талантливые молодые люди, а, слава Богу, Харьков обладает таким необыкновенным качеством воспитывать здесь очень талантливых людей. Первое имя знаменитое харьковское — это Клавдия Ивановна Шульженко, это Марк Жебернес, это Людмила Гурченко. Если сегодня создать сборную Харькова, то ни один город в бывшем Советском Союзе, в нынешнем СНГ не может сравниться с тем, что Харьков, как говорят, выдал на-гора, поэтому очень жаль, что уезжают отсюда, и не очень ценят талантливых людей в городе Харькове, поэтому эти люди уезжают в те города, где им больше внимания уделяется, где они могут пробиться на этом тяжёлом пути.

А. И. — По сообщениям в прессе и на телевидении наших коллег мы знаем, что такие задумки уже намечались, и, более того, Вы выступали с инициативой помочь в работе этого центра и возглавить его работу. Как сейчас обстоят дела?

В. М. — Затишье такое, затишье. Может быть, перед бурей, а может, просто затишье… Я знаю, что здесь существуют прекрасные коллективы, и самодеятельные, и уже профессиональные частные школы какие-то, и балетная школа на Павловом Поле прекрасная хореографическая.

А. И. — Вадим Иосифович по образованию и режиссер музыкальных театров, и это действительно прямая профессиональная линия, и здесь хотелось бы, чтобы Вы рассказали немножко о тех коллективах, которыми Вы уже руководили в разных странах даже.

В. М. — Ну, во-первых, в Америке у меня есть своя студия такая молодёжная, а вот на уровне государственного театра — это был государственный театр, — и поручили мне делать его во Флориде, в штате Флорида, детский музыкальный театр, и прекрасный получился театр, он сейчас работает, я уже говорил в одном из интервью, что я просто не мог оставаться там, поскольку я еще действующий артист на сегодняшний день, и я не могу быть прикован только к одному месту, вот, привязан, поэтому я туда приезжаю только на какие-то постановки. Но этот театр был создан мной и моими коллегами. Потом, в дальнейшем, я передал этот театр матери Наташи Королевой, которая там живёт. Ну, и если мы, русские режиссёры, можем делать это в Америке, почему не можем делать у себя дома? Во всяком случае, это было, и это можно делать сегодня — это объединить вокруг себя молодых людей, которые уже много прослышали о том, что будет театр под руководством Мулермана, и всё, и когда, и что, так сказать, куда можно приводить детей, и куда можно молодых людей направлять. Я пока говорю — ничего, пока ничего не могу вам сказать, город решает, а будет ли решать город, я не знаю.

Вот в такое интересное русло повернул наш разговор с рекордсменом эстрадной популярности 60-х годов Вадимом Мулерманом. Он достиг своих рекордов, но войдёт ли в историю Харькова созданием уникального молодёжного центра под его руководством? Верим, что перспективная идея станет реальностью, и новые молодые звёзды эстрады, стартовавшие в Харькове, засияют на небосклоне искусства.