ХАТОБ

Документальный фильм знакомит с историей создания и становления Харьковского академического театра оперы и балета им. Н. В. Лысенко. Выпущен в эфир к 350-летию Харькова в 2004 г. студией «Книга рекордов Харькова» Режиссер — Александр Иванов, сценарий Александра Чепалова. Представляет ХАТОБ его руководитель в те годы — Георгий Валентинович Селихов. Прошло более 10-ти лет, многое изменилось в ХНАТОБе, получившего в последующие годы звание национального. Но, безусловно, определенную историческую и информационную ценность эта работа представляет и сегодня.

Историю Харькова, второго по величине города в Украине, который готовится отметить своё 350-летие, крупного промышленного, научного и культурного центра, нельзя представить без театра оперы и балета.

Георгий Васильевич Селихов, директор -художественный руководитель Харьковского государственного академического театра оперы и балета имени Н. В. Лысенко:

«Добрый день, уважаемые почитатели оперного и балетного искусства! Я искренне рад представить вам один из крупнейших коллективов, профессиональных коллективов театров оперы и балета на Украине. В нашем коллективе работает около тысячи человек. Репертуар нашего театра Харьковского государственного академического театра оперы и балета имени Лысенко составляет 52 названия — 26 оперных и 26 балетных, так получилось, что поровну. Я должен сказать, что театр существует более ста двадцати пяти лет. В театре большие традиции, профессиональные традиции. В нашем коллективе работали, выступали на нашей сцене выдающиеся мастера оперного искусства, и вокального искусства — и Собинов, и Фёдор Шаляпин, и Почистини, и Титоруффа, и многие-многие другие. Здесь начинали свой путь выдающиеся мастера. Я думаю, что в контексте фильма вы узнаете обо всем об этом. Мне бы хотелось обратить внимание, что наше искусство — оперное и балетное — и классические произведения, и произведения современных авторов — с удовольствием смотрят зрители, не только в Харькове, не только допустим в Киеве и в других городах Украины и России. Мы достойно, на мой взгляд достойно, представляли наше искусство и в Париже, и в Мадриде, и в Женеве, и в Берлине, и в других городах Европы. Наш коллектив выезжал в Северную Корею и во многие другие страны».

Оперный театр в Харькове родился не на пустом месте. Со дня показа в нашем городе первого музыкального спектакля прошло уже двести двадцать лет. В Малороссии — как принято было тогда называть Украину — танец и слова, песня и музыка органично сочетались в одном представлении. Кстати, Украина издавна славится хорошими певческими голосами и темпераментными ловкими танцорами, так что зрителям было на что посмотреть и кого послушать. Шло время, деревянные строения театра сменялись каменными зданиями. В репертуаре начали появляться не только отечественные спектакли с музыкой Михаила Глинки, Александра Верстовского, но и оперы французских и итальянских авторов — «Африканка» Джакомо Мейербера, «Фауст» Шарля Гуно, «Трубадур и Эрнания» Джузеппе Верди, «Дочь полка» Гастана Доницетти, «Пуритане и Винченцо» Беллини, комические оперы Джоаккино Россини. Кстати, автор первой украинской оперы «Запорожец за Дунаем», Семён Гулак-Артемовский был прекрасным певцом, хорошо знавшим итальянский репертуар, наверное, потому популярная комическая опера о запорожцах, попавших в плен турецкому султану, несмотря на яркий украинский колорит, похожий на образцы мелодичной и бравурной оперы-буфф. Итальянские гастролеры были частыми гостями на сценах Киева, Одессы и Харькова. На харьковской сцене, например, в начале 20-го века выступил в 10 спектаклях выдающийся итальянский баритон Матея Баттисти. Он исполнял ведущие партии не только в операх своих земляков, но и за главную роль в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин», написанную на сюжет Александра Пушкина. Успех превзошел все ожидания, гастроли Баттисти состоялись уже на сцене коммерческого клуба в Харькове. Это помещение с конца 19-го века почти сто лет принадлежало оперному театру. В прекрасном зале коммерческого клуба звучали голоса русских певцов и певиц, известных во всем мире. Бас Фёдора Шаляпина, сопрано Антонины Неждановой, тенор Леонида Собинова и Ивана Алчевского. Здесь дирижировал своими операми первый классик украинской музыки Николай Лысенко, выпускник лейпцигской консерватории. Его оперы — «Рождественская ночь», «Утопленница», а позднее «Тарас Бульба» по повести Николая Гоголя стали первыми образцами национального оперного искусства, и теперь харьковский театр с гордостью несёт имя Лысенко. Бывал в Харьковском театре и Пётр Чайковский, один из самых популярных в мире композиторов. Он оставил прекрасный отзыв о репертуаре театра, его труппе и оркестре. К тому времени Харьков уже имел стойкие исполнительские традиции, воспитывал профессионалов в школе русского музыкального общества.

После революции 1917 года эти традиции, к счастью, не были утрачены, отчасти потому, что Харьков стал столицей Украины и все лучшие исполнители привлекались на его сцену. В 1925 году после безуспешных попыток возродить практику антреприз театр был переведён на попечение государства и вскоре получил звание академического. В то время его репертуар можно было разделить на 2 неравные части — преимущество было отдано оперной и балетной классике — их легко понимала рабочая аудитория, ранее не ходившая в театр, в то же время на сцене рождались произведения экспериментальные, повествующие о современных или недавних событиях революционных лет. Рядом с оперными героями, принадлежащими недавней истории,- графами, князьями, царями — на сцену выходили матросы и солдаты, рабочие и работницы. У новых произведений и музыкальный язык был новый, но голоса молодых украинских певцов покоряли всех. Вскоре многие из артистов перешли на сцену новой столицы в Киеве, уехали в Москву, другие города Европы и Америки. Достаточно вспомнить Ивана Козловского, Марка Рейзена, Михаила Гришко, Марию Литвиненко-Вальгиму, Ивана Паторжинского, Юрия Кипарено-Оттоманского, Михаила Галинского… Здесь же, на харьковской сцене, работали постановщики, чьи спектакли могут служить образцами смелых художественных экспериментов — Касьян Галиезовский, Николай Форегер, Анатолий Петрицкий, Иосиф Лапицкий, Арнольд Маргулян и многие другие дирижеры и режиссеры, балетмейстеры и художники.

С конца 1920-х годов и ещё примерно два десятилетия после окончания Второй мировой войны эксперименты в советском искусстве были исключением из правил реалистического искусства, жизненного правдоподобия и приукрашивания действительности. К счастью, это не привело к утрате высокой певческой культуры музыкальных традиций, появилось много национальных оперных и балетных спектаклей, произведений для детей. Опера и балет стали школой музыкального воспитания. В 1960-е годы Харьков стал местом проведения двух фестивалей молодых оперных певцов, где выступили будущие звёзды мировой сцены — Владимир Атлантов, Елена Образцова, Магалла Касрушвеклли, и многие другие яркие певческие дарования. На их фоне не померкли и харьковские певцы — Валентина Арканова, Николай Манойло, Евгений Червонюк, Андрей Дубинин, Любовь Попова… С тех пор неизменно на конкурсах молодых певцов имени Глинки, Чайковского, Лысенко харьковская вокальная школа получала лауреатские титулы.

Шло время, харьковская труппа молодела, а само театральное здание старело, и вот в конце 1991 года состоялась новоселье. Театр, чья история измеряется сотнями лет, вселился в новое здание в непосредственной близости от старого, в самом центре города. В театре 2 зрительных зала — один на полторы тысячи мест, другой почти на 500. Общая площадь всех 600 помещений внутри театра — около 36 тысяч квадратных метров, они расположены на 7 этажах в огромном комплексе театрального здания. Есть подземная автостоянка, кафе, магазин — но главное, в городе мастеров — как называют еще оперный театр — это люди. Около тысячи творческих и технических работников создают театральные спектакли. Многие спектакли — и оперные, и балетные — были на гастролях в Европе. Последние 10 лет раз в год, а то и чаще, труппа выезжает за рубеж, возвращаясь с прекрасными отзывами, лицензиями и новыми приглашениями. Исполнительские возможности коллектива и его материально-техническая база позволяют ставить самые сложные и масштабные произведения классики и современного репертуара.

Георгий Васильевич Селихов, директор-художественный руководитель Харьковского государственного академического театра оперы и балета имени Н. В. Лысенко:

«Я был бы искренне рад, чтобы вы смогли познакомиться с мастерством наших исполнителей, наших крупных коллективов симфонического оркестра и хора, балета. До встреч, уважаемые друзья!»

Один из старейших театров Украины и России, Харьковский академический театр оперы и балета имени Лысенко недавно дал большой гала-концерт в честь 400-летия оперного искусства. Сегодня в репертуаре оперной труппы 25 названий, в основном композиторов-классиков, почти все они поставлены на языке оригинала. Больше всего на оперной афише произведений Джузеппе Верди, столетие со дня смерти которого отмечает весь музыкальный мир. «Травиата» в решении француза Мишеля Волковицкого — это трогательная история о втором рождении главной героини Виолетты Валери, преградой которому становится смерть. Каждая из исполнительниц главной роли — Анжелла Романовская, Тамара Кармаш, Елена Старикова  — по-своему рисуют этот привлекательный лирический образ, в котором сочетаются вера и нежность, страсть, страдание и любовь. «Травиата» и «Риголетто», «Глория» и «Тоска» Пуччини и «Кармен» Бизе — оперы уже побывавшие на зарубежных гастролях и получившие признание зрителей Германии и Испании. С триумфальным успехом прошёл в парижском театре «Дамацы» и в городе Рубе во Франции спектакль «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. Опера о цене царской власти, о трагедии монарха требует для исполнения главной роли выразительного певца с крупным масштабом дарований, и такой актер певец в Харьковском театре есть — Николай Коваль. Среди его партнеров по сцене — Баритон Пётр Бойко, также выступающий в центральных баритоновых партиях «Жермон», «Риголетто» и «Яго».

Стихия итальянского бельканто — главная, но не единственная особенность харьковской вокальной школы. Большое место в репертуаре занимает французская лирическая опера, редкая гостья на сценах оперных театров мира — «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Фауст» Гуно, «Кармен» Бизе. Среди исполнителей роли неотразимой цыганки силой и своеобразием характера отличается Ирина Яценко, богатством вокальных и актёрских красок — Елена Романенко, женственностью и раскованностью чувств — Лилия Кутищева и Татьяна Жукова. А образ неунывающего и вездесущего Фигаро, который создал Россини в «Севильском цирюльнике», очень удался лауреату международных конкурсов Владимиру Болдыреву. Он же с успехом выступает в двух операх Петра Чайковского, написанных на сюжеты Пушкина — «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».

Уже и на малой сцене Харьковского оперного театра идут камерные оперы Моцарта и Перголези; это также экспериментальная площадка для работы студентов Института искусств, которые пополняют оперную труппу. У студенческого оперного театра свой оперный репертуар, не повторяющий афишу основной сцены — «Тайный Брак» Чимарозы, «Корневильские колокола» Бланкетта. Оперная труппа постоянно обновляется, в неё вливаются свежие, яркие певческие голоса, которые так любит публика.

Пока хореографическое искусство в Харькове развивалось под влиянием двух разных школ — петербургской и московской. Основой всегда оставалась классика. Первым балетом, которым открылся театр в 1925 году было «Лебединое озеро» Чайковского, прекрасная легенда о зачарованной девушки-лебеди, сказка, которую с наслаждением смотрят и взрослые и дети. Секрет балетов Чайковского — и «Спящей Красавицы», и «Щелкунчика» — тот, что за сказочным содержанием скрывается истинное чувство, выраженное через музыку, танец, пластику. Десятки и сотни балетмейстеров во всех странах мира стараются по-своему прочитать классические балеты, но зрители настаивают на возвращение к истокам этого театра в 19-м столетии, который ценен как музейная редкость, как архитектура великих зодчих или живопись непревзойденных мастеров.

Но время не стоит на месте и то, что ещё вчера казалось авангардом, сегодня становится классикой ушедшего века. Это, прежде всего, балеты Игоря Стравинского, который, как и Чайковский, произвёл своей музыкой революцию в балете. Сказки Стравинского — такие как «Жар-птица» или «Петрушка» — рассказаны им на новый лад. В начале прошлого века балетный мир был потрясён «Весной священной», где языческие обряды были показаны в своей первобытной дикости.

Изменился и язык балета. Сегодня танцовщику недостаточно владеть только классической школой танцев, и это понимают руководители харьковского балета. Светлана Колыванова и Теодор Попеску сами в прошлом великолепные исполнители классического репертуара, сегодня на уроках они передают свой опыт молодежи и часто приглашают для постановок балетмейстеров стиля модерн — Аллу Рубину, немецкого хореографа Хорста Мюллера, автора своеобразных тирфинг-балетов которые исполняются в католических соборов Европы. Особенное оживление и ожидание чуда царит на спектаклях детского репертуара — «Белоснежка и семь гномов», балет, напоминающий знаменитый мультфильм Диснея, «Чиполлино» по известной сказке Джанни Родари, «Золушка» Прокофьева. В последних спектаклях заняты совсем юные исполнители воспитанники харьковской детской хореографической школы, надежда и будущее театра. По вечерам зал заполняют зрители, для которых балетные артисты приготовили встречу со сказками Шехерезады — «Тысяча и одна ночь» современного композитора Амирова. В виртуозном бравурном папеде показывают вершины балетной техники исполнители Дон Кихота. Грустит об утраченной жизни герой романтического балета «Адама». Все эти спектакли предлагает балетная труппа харьковского театра оперы и балета, которую характеризуют молодость и мастерство, классику и современный репертуар.